На гербе караимов Крыма изображены тамги сэнэк (двурогое копье) и калкан (щит), крепостная башня, национальные цвета (голубой — символ неба, белый — добра и желтый — солнца, огня[1]), а также традиционное облачение газзана, включающее головной убор и молитвенное покрывало таллет. Герб имеет форму геральдического щита с изображениями знаков, заимствованных с мраморной плиты над воротами восточной башни Биюк-капу города-крепости Чуфут-Кале.
История
В основу герба положена караимская эмблема, введённая последним гахамом Серайя Марковичем Шапшалом (1873—1961). По мнению С.М. Шапшала, двурогое копье и щит были древними караимскими символами. Он поместил их также на официальную караимскую печать.
Некоторые караимы в XIX веке полагали, что эти знаки, выцарапанные на воротах Чуфут-Кале, происходят от еврейских букв «самех» и «йуд» или «самех» и «айн», от — «Сэла-hа-Йехудим» (в караимском произношении «Сэла Юхудим»[2]) ил «Сэла-hа-иврим» (то есть Чуфут-Кале, «Иудейская/Еврейская Скала»)[3].
Существует ряд мнений, что эти знаки являются не караимскими, а татарскими по следующим причинам[4]:
У. Боданинский, бывший директор Бахчисарайского дворца-музея татарской культуры, отмечает, что до второй половины XIX века аналогичный знак был тамгой татарской деревни Кырк-Чолак, и, таким образом, данная тамга могла относиться к роду с именем Кырк, перекликающимся с древним названием крепости (Кырк Ор).
Выдающийся крымскотатарский учёный Осман Акчокраклы обратил внимание на то, что символы на Биюк-капу перенесёны с древних ворот Орта-капу в Чуфут-Кале, построенных в ХIV — XV веке. Если бы это были тамги различных общин, занимавших каждая свой район поселения, то вряд ли бы они повторялись при въезде в Новый город Чуфут-Кале. Кроме того, вилообразная тамга была найдена над надгробной плите с арабской надписью из разрушенного при строительстве города мусульманского кладбища.
Крымский историк Михаил Кизилов полагает, что во времена строительства Орта-капу караимы составляли в городе меньшинство и имели слишком мало влияния, чтобы поместить свой символ на воротах. Кроме того символы были выцарапаны, в то время как караимы были умелыми скульптурами, поэтому создаваемые ими надписи всегда носили более искусный характер, сочетаясь с богато украшенными резьбой аллюзиями на тему Священного писания[5].
А.Г. Герцен Ю.Г. Могаричёв отмечают, что многие исследователи 20-х годов XX века, усматривали в этих символах, расположенных на самом видном месте крепости, напоминание её жителям об их подчинении неким татарским родам, юрисдикция которых сохранялась над Кырк-ором и после того, как татары окончательно покинули крепость, так как оставшееся население, большую часть которого составляли караимы, должно было платить им пошлину за ввоз различных товаров.
Примечания
Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов // Крымские караимы. История, территория, этнокультура. Симферополь: Доля, 2005.
«Приютом новопришедших Израильтян (праведников) были в самом начале их переселения следующие места. Херсонес, где Кир соорудил себе памятник, Старый Крым (Салхат), Чуфут-Кале, названный „Села Юхудим“, то есть „Иудейская скала“» — Цит. по «О происхождении и истории караимов Крыма» (С. Бейм, 1862)
М. Носоновский. Европейские путешественники и крымские караимы (рецензия на книгу «Karaites Through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites According to the Description of the Travelers») (рус.). berkovich-zametki.com. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012. Проверено 5 ноября 2012.
Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993.
KIZILOV, Mikhail. Karaites Through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites According to the Description of the Travelers — New York: Al-Qirqisani Center for the Promotion of Karaite Studies, 2003. — p. 194. — ISBN 0-9700775-6-4
13.11.2024: Друзья! Проделана огромная работа. Информация обо всех фильмах, найденных ранее, приведена к единому, удобному и информационному виду.
Добавлены кадры из фильмов, обновлена возможность посмотреть сами фильмы, все эпизоды перенесены на рутуб, добавлены интересные факты и много ещё каких исправлений.
Впереди работа над новыми найденными фильмами, которые снимались в нашей любимой Евпатории!
Смотрите и наслаждайтесь!
P.S. Для любителей Евпатории в комментарии новости в Телеграм размещу загадку по месту съёмки одного эпизода.
04.11.2024: Внимание!
В связи с нестабильной работой YouTube, все видео перенесены на канал 'История Евпатории' на RuTube. Все последующие видео будут публиковаться только на RuTube канале.