Серая Маркович Шапшал
Дом С.М. Шапшала
Дом С.М. Шапшала. Фрагмент дома
Дом С.М. Шапшала. Фрагмент дома
После постройки дома в 1916 году, и до 1919 года, дом принадлежал гахаму (духовному наставнику у караимов) Серае Марковичу Шапшалу. В последствии дом был национализирован. Но в истории этот дом так и остался — 'домом Шапшала'.
Двухэтажное здание расположено в центре квартала №295, между домами Н.П. Кафаджи (1908 г.) и угловым строением, выходящим на улицу Гоголя.
Фасад
обращен на ул. Пушкина. Постройка эклектична, автор проекта не известен.
Однако он был местным архитектором (возможно, уроженцем Одессы), что
вполне объяснимо, учитывая принадлежность постройки караимскому гахаму.
Фасад в центре и по краям раскрепован. Особенно выделяется средний выступ,
венчающийся параболическим полуфронтоном и башенкой над ним со львами
по сторонам. Фронтон опирался на атлантов - мужские полуфигуры, его
карниз в центре разорван, закручиваясь в две волюты. Между ними - скульптурное
изображение женской головы. По сторонам фронтона, прямо над атлантами,
поставлены тумбы. Края резной двери главного входа выделены двумя гладкими
колоннами, поддерживающими карниз. На уровне второго этажа, над балконом,
- две коринфские, каннелюрованные в верхней части колонны, поддерживающие
тимпан. В его нише - скульптурная группа из двух мальчиков, один
из которых играет на дудочке. Боковые выступы завершаются аттиками с
металлическими куполами и шпилем. Он состоит из четырех нервюр, пространство
между которыми заполнено шипами, такими же, как и на куполе расположенной
невдалеке виллы М.Б. Германа 1908 г. Под аттиками лопатки заканчиваются
женскими масками, двуликий маскарон помещен и над круглым окном самого
аттика.
Весьма
богата пластика стен: цоколь и первый этаж расшиты в виде кладки с правильной
перевязью. Причем более тонкие плиты разлинеены под треугольники. Крупные
блоки, как и цоколь, имеют шероховатую поверхность. Таким же шероховатым
раствором «в набрызг» обработано пространство по сторонам окон второго
этажа, внутри центрального фронтона и под карнизом. Все это, в сочетании
с гладкими и горизонтально разлинеенными лопатками, создает удивительную
игру света и тени. Добавим к сказанному, что оконные наличники первого
этажа с закругленными углами имеют ряд швов и над их выделенным замковым
камнем помещена розетта с крыльями. Напротив, над окнами верхнего яруса,
- скромный сандрик на двух кронштейнах, между ними - орнамент. Под карнизом
- фриз из гирлянд, по лопаткам свисают крученые пояса. Все скульптурно-художественные
и лепные работы выполнены в мастерской И.Ф. Гавронского, фамилия которого
выведена в правом углу входного коридора на цементно-мозаичном полу.
Лестничные марши - с металлическими поручнями.
Дом сложен из ракушечника, он серого тона - естественного
цвета цемента. Здание отличает излишняя декоративность, степень насыщения
последней сближает дом С.М. Шапшала с гостиницей «Бо-Риваж».