Интересная информация!

Евпаторийский скульптор и художник Валентина Сергеевна Снеговская

Отредактировано 14/07/2024

"Войдите к Валентине Сергеевне - и вас сразу окружат женщины"

Скульптор и художник Валентина  Сергеевна Снеговская Скульптор и художник Валентина Сергеевна Снеговская

Зрелые, осознавшие свою красоту и женскую власть. Совсем юные - беззаботные и радующиеся жизни. Женщины задумчивые и печальные. Женщины озорные, с лукавой улыбкой в уголках губ. Только проснувшиеся, потянувшиеся всем телом да так и застывшие. Присевшие отдохнуть, наслаждающиеся недолгим отдыхом.

Почти растворяются в зелени густого леса личики девочек-подростков, и лучи солнца, пробивающиеся сквозь листья, - тоже зеленые... Диагноз: "талант".

- Почему столько женщин? - улыбается Валентина Снеговская. - Знаете, сама всю жизнь страдаю от мужчин, поэтому и не очень хочу их увековечивать. А женщина - это краеугольный камень каждого дома. Труженица, защитница, мать.

Кстати, вот эта деревянная скульптура так и называется: "Берегиня" - женщина-хранительница домашнего очага.

Думаю, что все уже поняли, чем занимается Валентина Снеговская. Она - скульптор. И - художник...

Еще в школе, когда выяснилось, что Валентина умеет не просто рисовать, а делать портреты, ее стали осаждать одноклассники: "Нарисуй меня!" А однажды подруга отнесла рисунки Валентины своему отцу. Стоит оговориться, что дело было во время войны, и город Куйбышев стал тогда столицей в миниатюре: сюда эвакуировали не только "производство", но и "культуру" - например, Большой театр. Так вот, отец подруги был режиссер-постановщик - человек, разбирающийся в искусстве. Он-то и "поставил диагноз": "Талант, девочка, это очень серьезно. У тебя - талант, тебе надо учиться". После этого Валентина все чаще и чаще слышала: "Надо ехать!" И поехала.

В Пензенском художественном училище директор покачал головой: наше училище среднее, а у тебя уже "десятилетка" за плечами. Студентка Снеговская решила проблему так: стала учиться сразу на двух отделениях - живописи и скульптуры. А через год директор ей сказал: "Надо поступать в институт. В Москве. Не получится - сюда всегда сможешь вернуться".

В Москву Валентина чуть-чуть опоздала: уже закончились экзамены в Строгановское училище, но ей сообщили: "Если хотите - сходите через дорогу. К министру. Может, и получится - в виде исключения..." Министр посмотрел работы и... подписал все нужные бумаги. Так Валентина Снеговская стала студенткой отделения скульптуры. Кроме нее, там училась только одна девушка. Своих однокурсниц мальчишки, что называется, поедали: то подкалывали и подсмеивались, то анекдоты похабные начнут рассказывать, то кто-нибудь пьяным заявится и начинает "театр показывать"... Короче, как могли, давали понять: девушки здесь - существа нежеланные. И вообще, скульптура - не женского ума дело, бабы - к плите приставка.

Всю жизнь Валентине Сергеевне приходилось доказывать, что это не так.

Девочки и мальчики.

..Ее девочку можно увидеть в центре Евпатории, возле здания СЭС. Приходите в любое время - хоть днем, хоть ночью. Собственно, правильнее будет сказать, "Девочку с кувшином" работы Валентины Снеговской. Кстати, "Девочка" недавно пережила налет каких-то вандалов, обливших ее краской.

Скульптура 'Девочка с кувшином' Скульптура 'Девочка с кувшином'

Вазу, стоящую перед сидящей фигуркой, разбили еще раньше. А чтобы увидеть все работы, которые делала Снеговская для города, придется основательно побродить по улицам.

- Вам приятно ходить по городу, где торчат оловянные солдатики в рост человека? Нет? И мне тоже. А ведь сколько их понаставили: скульптуры без души, без чувств. Бесполезные болванчики. Поэтому скульптор должен вложить в работу больше, чем умение, чем мастерство. Если хотите - кусочек себя.

Недавно ко мне обратились военные. Посоветоваться по поводу корабля, который сейчас стоит на постаменте в центре города - с него высаживался знаменитый евпаторийский десант. Как сделать корабль не просто музейным экспонатом, а действительно памятником? Я предложила изменить цвет.

Понятно, что он сейчас того самого тусклого серого цвета, каким и должен быть военный корабль. Но памятник пусть будет светлым, как и воспоминания об этих погибших людях. И, может быть, пусть стоит он на волне, в которой проглядывают расплывчатые силуэты...

В Евпаторию Валентина Сергеевна перебралась лет десять назад и не жалеет об этом. Крым казался ей настоящей страной сказок, а когда Валентину Снеговскую пригласили работать в художественной школе, она поняла: сказка может стать былью. Если не считать неласковым к искусству начало девяностых, она никогда на жизнь не жаловалась. Сейчас у Валентины Сергеевны есть не только любимое дело, но и ученики. Кто знает, сколько из тех ребят, которые с воодушевлением возятся с глиной, посвятят свою жизнь скульптуре и сколько из них пробьется в настоящие мастера. Но сегодня они учатся самому главному - умению творить. Частенько даже удивляя свою наставницу оригинальными поделками:

- Понимаете, ребенку очень трудно реализовать себя. Он еще не создает ничего реального, вещественного. И вдруг - из-под его рук выходит вазочка.

Подсвечник. Солонка. Декоративная тарелка. Он делает подарки маме, бабушке, а потом (часто бывает и такое) уже и сама мама просит: "А сделай, пожалуйста, вот такую кружку!" Что, по-вашему, чувствует при этом ребенок?

Он счастлив... "Или муж, или искусство".

Счастливое слагаемое в жизни каждой женщины - семья. Валентина Сергеевна только пожимает плечами: она примерно знала, что ее ожидает на этом фронте.

Два раза замужем, и оба раза неудачно. Мужья ревновали... к искусству, пытались заставить сделать выбор: или - или. И каждый раз она выбирала искусство. Нет, она не жалеет, что личная жизнь не сложилась. Разве что немного о том, что не встретила мужчину, который смог бы понять то, чем она живет. Такого, как отец.

Валентина Сергеевна очень любила отца. Когда тот умер, она стала очень часто видеть его во сне: то он разговаривал с ней, то жал руку. Как-то даже попытался потянуть ее за собой, и Валентина Сергеевна попросила: "Не сейчас, у меня маленький ребенок...", и отец перестал сниться. Но потом приходил во сне каждый раз перед тем, как случались серьезные неприятности со здоровьем, - предупреждал. Последний раз снился совсем недавно. Она оказалась в темной комнате. Напротив - отец, и в дверь пробивается тоненький лучик света. Она успела выйти.

..В последнее время Валентина Сергеевна все чаще и чаще берется за кисть.

И на свет появляются новые картины. Кому-то они нравятся, кто-то недоуменно пожимает плечами. Снеговская довольна и той, и другой реакцией:

- Работа интересна тогда, когда вызывает у человека какие-то чувства. Пусть - недоумение, неприятие. Но только не оставляет его равнодушным. Не существует бесспорно прекрасных или безобразных вещей. Есть работы талантливые и бездарные. Вы можете говорить: "Зачем сюда повесили эту гадость? Что художник хотел сказать, намалевав эти квадратики? Почему он нарисовал такого уродливого человека?" - но если есть реакция, значит, художник работал не зря. Мимо бездарной вещи проходят молча, а о талантливой можно поспорить.

Мы уходили из мастерской Валентины Сергеевны, а нам вслед смотрели сотворенные ею женщины. И нам было о чем поспорить.

Наталья Якимова.  Газета "Крымское время"
30.11.2001 г.

 

"Дыхание" вдохновения

- Не чудо ли: только вышла из самолета - и дышать сразу стало удивительно легко, - вспоминает Валентина Сергеевна Снеговская первое путешествие в Крым, состоявшееся в далеком 1980 году.

Правы оказались врачи, порекомендовавшие художнице, страдающей от астмы, сменить климат и перебраться из родной Самары в Крым.

С тех пор Валентина Сергеевна обосновалась в Евпатории. За ее плечами был уже достаточно солидный творческий «багаж».

«Десять прекрасных лет», проведенных в юности в Москве, вместили в себя и учебу в знаменитом Строгановском училище, куда конкурс был, как в театральный вуз, - 30 человек на место. Ее приняли.

По сей день остались в памяти встречи со многими корифеями живописи, из которых наиболее запомнилась группа мексиканских художников с грандиозными многоцветными полотнами и таким же жарким накалом страстей в творческих дискуссиях…

В те же 50-е годы побывала на выставке Пабло Пикассо и его учеников.

Памятны и встреча с Сальвадором Дали, и его высказывание, что каждый художник непременно должен быть спорным… Эта фраза, запавшая в душу, поначалу показалась выспренно эпатажной. Но в процессе собственного творчества юная Валентина в полной мере убедилась в правоте слов мастера.

В. Снеговская мечтала стать скульптором. Еще студенткой успешно участвовала в выставках. Позже, переехав в Самару, увлеклась живописью. Активно продолжает творить и в Евпатории, где, кстати, организовала детскую художественную школу.

Участвовала В. Снеговская во многих выставках в России, Украине и за рубежом. Есть ее работы и в музеях, в том числе в Третьяковской галерее.

Картины Валентины Сергеевны по духу близки творчеству художников начала прошлого века. Точнее, можно сказать, что она продолжает традиции Н. Альтмана, Н. Гончаровой, П. Кончаловского. Но - не повторяя, а творчески осмысливая это наследие.

Увлечение скульптурой тоже не прошло бесследно. В представленных на выставке живописных полотнах чувствуется уверенная рука скульптора («Подруги», «Девушка с лошадкой», «Гитарист»).

Иногда героев полотен рисует творческое воображение. Так родилась «Берендеева невеста». А «Осипа Мандельштама в Коктебеле» художница зримо представила в музее Волошина.

"Крымские известия"
№ 67 (3541) 12 апреля 2006 года

Комментарии: Группа по истории Евпатории в социальной сети `Одноклассники` Чат телеграм-канала истории Евпатории
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года.

05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург'

04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн'

01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка'

31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале

26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии.

19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики'

18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г.

16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'.

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Архив новостей

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; архитектура; Евпаторийский скульптор и художник Валентина Сергеевна Снеговская