Интересная информация!
|
Единственный город в Европе с бронтозавром на гербе находится в Крыму
Отредактировано 14/07/2024
На сегодняшний день ни один из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов есть исполин мезозойской эры – самое большое из известных обитателей Земли. Мифических драконов на гербах много, но бронтозавр — только у крымчан. Бронтя, как ласково называют его местные жители. Стоит он на берегу пруда, что на территории санатория им. Бурденко. Поселился здесь травоядный гигант давненько, еще до войны, и, по замыслу скульптора, стал жертвой нападения небольших хищных динозавров. Гигант изогнулся в мучительном рывке, пытаясь сбросить с себя небольшого хищника с гребнем на спине. Но стряхнуть его непросто — в мощную ногу травоядного вцепилось еще одно ископаемое. Отдельно возвышается третий хищник – он спешит «к столу». «В новом пруду за первым санаторием в живописной скульптурной группе представлен бронтозавр с нападающими на него ихтиозаврами. Ихтиозавр — морской ящер», — сообщал путеводитель по Сакам за 1934 год. На сегодняшний день ни один из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов есть исполин мезозойской эры – самое большое из известных обитателей Земли. Мифических драконов на гербах много, но бронтозавр — только у крымчан. Бронтя, как ласково называют его местные жители. Стоит он на берегу пруда, что на территории санатория им. Бурденко. Поселился здесь травоядный гигант давненько, еще до войны, и, по замыслу скульптора, стал жертвой нападения небольших хищных динозавров. Гигант изогнулся в мучительном рывке, пытаясь сбросить с себя небольшого хищника с гребнем на спине. Но стряхнуть его непросто — в мощную ногу травоядного вцепилось еще одно ископаемое. Отдельно возвышается третий хищник – он спешит «к столу». «В новом пруду за первым санаторием в живописной скульптурной группе представлен бронтозавр с нападающими на него ихтиозаврами. Ихтиозавр — морской ящер», — сообщал путеводитель по Сакам за 1934 год. Автор этих строк допустил ошибку: три мелких агрессора, атакующих бронтозавра, ихтиозаврами не являлись. Название композиции и имя автора сохранилось на фотооткрытка: «Борьба бронтозавра с цератозаврами. Скульптор Лихошерстов». Нельзя сказать, что за последние полтора десятилетия журналисты обходили вниманием Бронтю, но о его «родителе» не было известно практически ничего, кроме имени и фамилии — Сергей Лихошерстов. Двенадцать лет назад автор этих строк встречалась в Саках с человеком, который лично знал скульптора. Впрочем, воспоминания оказались скупыми, детскими — Виктору Константиновичу Водзинскому было лет шесть, когда его отец — работник паркового хозяйства, распланировал этот зеленый уголок и предложил С. Лихошерстову установить там скульптуры. «Невысокий такой, худощавый, улыбался редко» — таким запомнился скульптор сакчанину. Да еще то, что были у него жена и дочка, жили они в Евпатории, причем «очень бедненько». Появление этого памятника — своего рода феномен. Памятники советской эпохи — это, как правило, «гимн людям труда» и социалистическому процветанию. А тут такое. Откроем скромную брошюру — каталог выставки «Искусство Советского Крыма» за 1935 год, сохранившийся в научной библиотеке «Таврика». Советское искусство того времени представлено картинами «Самокритика», «Молотьба в крымском совхозе», «Перед выпиской из Сакского санатория», «Чабаны за чтением газет на яйле», «Классовые враги», скульптурами «Татарка-медичка за учебой», «В ликбез спешу…». И вдруг — «С. Лихошерстов. «Борьба доисторических чудовищ — бронтозавра с цератозаврами». При этом каталог разделен на две неравные части: в большей представлены работы профессионалов, в меньшей — талантов-самоучек. Имя Лихошерстова — рядом с Крошицким, Брюммером и другими профессиональными художниками и скульпторами. Кстати, в Саках стояла когда-то и другая скульптура работы С. Лихошерстова — памятник «Освобожденому труду»: молотобоец, разбивающий цепи на земном шаре. Она сильно пострадала во время оккупации и до нашего времени не сохранилась. Еще одну его работу упоминает сотрудник Госархива в РК Сергей Андросов — часть композиции памятника лейтенанту Шмидту и восставшим морякам на Кладбище коммунаров в Севастополе. «На лицевой ее стороне помещались горельефный бюст вождя очаковцев, под ним надпись: «лейтенанту П.П. Шмидту», — описывает памятник Сергей Андросов. — Ниже изготовленный скульптором С. Лихошерстовым барельеф, изображавший объезд «красным адмиралом» восставших кораблей». Палеонтолог, учитель, скульпторЛаконичные сведения о Сергее Лихошерстове отыскались в фондах Евпаторийского краеведческого музея. Родился он, оказывается, в Севастополе в 1893 году, но до десятилетнего возраста жил в деревне Донузлав Евпаторийского уезда. В 1903 году поступил в Евпаторийскую гимназию и закончил ее в 1912 году. Жаль, что вообще ничего не известно о его родственниках (даже отчество скульптора узнать не удалось), поэтому трудно предположить, кем Сергей Лихошерстов приходился известной евпаторийской семье Лихошерстовых. Не был ли его родственником Павел Дмитриевич Лихошерстов — натуралист, исследователь природы? Его фамилия упоминается еще и среди гласных евпаторийской городской думы, в 1900 году обсуждавших вопрос о постройке новой греческой церкви. Но вернемся к будущему скульптору. Интересным является тот факт, что Сергей поступил в Харьковский университет на… естественнонаучный факультет? Причем своей специальностью он выбрал палеонтологию – науку о вымерших животных. Но новоиспеченному специалисту не суждены были ни дальние экспедиции, ни возможность продвинуться в академической науке – свой диплом он получил в неспокойном 1917 году. Следующие три года работал учителем в Мелитопольском уезде — видимо потому, что в Крыму то и дело менялась власть. В 1920 году он вернулся в Евпаторию. Возможно, в это время начал пробовать себя в скульптуре и даже получать заказы. В 1929-м он начал работать в Евпаторийском музее, через три года создал бронтозавра в Саках, начал создавать другие скульптуры вымерших обитателей мезозоя. Для них он использовал тот же материал, что и для Бронти — ксилолит, прессованную смесь древесных опилок и цемента. Сергей ЛИХОШЕРСТОВ не «трудился долго и плодотворно после войны», как поминалось в некоторых публикациях. Из всех его работ, до нашего времени сохранилось лишь две — барельеф в Севастополе и Бронтя в Саках. Скульптора не стало в 1939 году. Что стало с его семьей, живут ли где-то прямые потомки удивительного скульптора, мы не знаем. Скульптурная группа "Борьба бронтозавра с цератозаврами" изготовлена в 1932 году. Скульптуру создал евпаторийский мастер А.С. Лихошерстов. Но памятник от дождя и ветра разрушался, поэтому в 1982 году по инициативе главного врача Объединения санаторно-курортных учреждений А. Н. Пилецкого было решено провести его реконструкцию. Работа была поручена опытным и высококвалифицированным мастерам Крымского художественного комбината ваятелю Нине Петровой и чеканщикам А. Черкасову и Д.Шевчуку, которые, немного подправив пропорции, изготовили динозавров из бетона, «одев» их в кованую медь. Первыми скульптурными изображениями динозавров в мире стали знаменитые фигуры игуанодонов и других доисторических животных в Лондоне. В СССР первый памятник динозаврам был установлен в суровые сталинские годы, в курортном городке Саки в 1932 году. Скульптура под названием «Борьба бронтозавра с цератозаврами» находится на территории Курортного парка, недалеко от корпусов санаториев им. Бурденко и «Саки». Автор этого произведения Сергей Лихошерстов — евпаторийский художник и скульптор. По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал местный смотритель курорта по фамилии Водзинский: «Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было просто интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову по началу дали задание — соорудить памятник «Рабочий на постаменте». Что он и сделал быстро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений». Лихошерстов и Водзинский без помощников работали и днём и ночью. «Они очень хотели поскорее его закончить. Видимо, боялись, что запретят. Изображение животных(бронтозавра и цератозавров) несло признаки, так модного в начале XX века,- натурализма, поэтому динозавры были выкрашены в зелёный цвет, а по шее травоядного гиганта «струилась кровь» Возможно, по этой же причине он не поставил его в Евпатории. Вообще, достоверно никто не знает, почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Есть только догадки», — говорит хранитель фонда музея Анастасия Хорошутина. Одной из самых достоверных версий предыстории появления этого памятника является сильный шторм, который в своё время разрушил берег Николаевки. При этом обнажились слои древних отложений, содержащие кости ископаемых животных. К моменту приезда учёных часть костей уже успели растащить местные жители, но всё удалось вернуть. Специалисты определили кости как принадлежащие мамонту. После этого в городе было решено провести публичную лекцию о доисторической жизни, из которой многие люди фактически впервые узнали о животных, населявших Землю в доисторические времена. Возможно, это и вдохновило Лихошерстова на создание подобной скульптуры». Также полагают, что до этого события Лихошерстов создавал скульптуры для Парижской выставки скульптур доисторических животных, и затем решил сделать большого бронтозавра. Сакский бронтозавр создан из ксилолита (смесь древесных опилок и особого цемента), а сверху просто покрашен. О самом Сергее Лихошерстове известно не много: умер в 46 лет от болезней, он сам и его предки были родом из Евпатории. И, скорее всего, его интеллигентная семья имела отношение к палеонтологии и искусству. На старом евпаторийском кладбище найдены могилы его отца и деда. Сам же он тоже был «естественником» и работал в краеведческом музее. Сейчас «Бронтик» и три цератозавра в очень запущенном состоянии, несмотря на то, что памятник является главным символом города. Пруд, у которого они находятся, наполовину высох и замусорен, а памятник порос травой. Последняя реконструкция была более 30 лет назад — в 1982 году. «Во время войны его случайно взорвали. Тогда вместо трех динозавров стало два, а у бронтозавра были повреждены хвост, голова и бок. Тогда скульпторы из Симферополя во главе с Петровой сделали памятник немного реалистичнее и восстановили его после разрушений», — говорит директор музея Марина Задорожная. Памятник динозаврам в черноморском городе-курорте Саки появился 70 лет назад, но относительно недавно изображение бронтозавра появилось на официальном гербе г. Саки. Новый герб с «Бронтиком», как его ласково называют местные жители, был утвержден решением городского совета от 29 апреля 2005 года. По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал местный парковый смотритель Константин Водзинский: - Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было просто интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову поначалу дали задание — соорудить памятник «Рабочий на постаменте». Что он и сделал быстро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений. В своей книге «Исцеление на курорте Саки» историк и краевед Людмила Юдина уточняет, что изваяние было выполнено из ксилолита - древесных опилок, смешанных с магнезиальным цементом, который тогда выпускал Сакский химзавод. Эта пластическая смесь при добавлении раствора хлорида магния быстро превращалась в белую твердую, но в то же время легко полируемую массу. «Эту смесь придумал сам Лихошерстов, - в своих воспоминаниях рассказывал сын Водзинского – Виктор Константинович. – Мне было тогда шесть лет, но я помню, что он часто приезжал к нам. Они с отцом рассматривали эскизы и макеты. Предполагалось делать скульптуру из ксилолита. У нас в семье хранился медвежонок, сделанный из того же материала. Помню, когда Сергей Александрович его принес, то с размаху бросил на пол, я испугался, думая, что он разобьется, а медведю все нипочем. До войны в Саках стояла еще одна скульптура Лихошерстова - «Рабочий на постаменте», находившаяся недалеко от грязелечебницы». Лихошерстов и Водзинский вместе с рабочими курортного парка спешили воплотить свою идею, иногда работая даже по ночам, при свете факелов и фонарей. *«Бронтик» действительно чудом уцелел во время фашистской оккупации – его лишь слегка зацепило осколками, в отличии от другого памятника Лихошерстова, который был немцами взорван. Памятник динозаврам в черноморском городе-курорте Саки появился 70 лет назад, но на официальном гербе изображение бронтозавра появилось относительно недавно. Новый герб с "Бронтиком", как его ласково называют местные жители, был утвержден решением городского совета от 29 апреля 2005 года. На сегодняшний день ни один из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов есть доисторический великан. Драконов на гербах много, но динозавр — только у крымчан. По замыслу геральдистов, сине-красный щит разделяет серебряное, направленное вверх острие, в котором стилизованно изображен памятник бронтозавру красного цвета, украшенный сверху тремя синими звездами в левую перевязь. В правом синем поле — серебряная чаша с возникающими из нее двумя серебряными струями: левая выше правой. В левом красном поле — серебряный посох, обвиваемый золотой змеей, пьющей из серебряной чаши. В верхней части серебряной, мурованной черным вершины — синий античный греческий орнамент, меандр. Щит увенчан золотой городской короной, по бокам украшен виноградными ветвями с зелеными листьями и гроздьями винограда, а снизу — лентой цветов флага РК с названием города. Отец крымских динозавровВ апреле этого года стукнет 73 года символу города Саки — скульптуре бронтозавра, на которого нападают маленькие хищные ящеры. Эта группа стоит у пруда на территории санатория имени Бурденко. Обычно приезжие удивляются: что общего между маленьким городом, прославившимся своими лечебными грязями, и динозаврами? Мало кто знает, что установленная в 1932 году скульптура — единственное, что осталось от многолетнего труда скульптора Лихошерстова, жившего до войны в Евпатории. Теперь даже полное имя этого человека неизвестно — несколько публикаций в местной до- и послевоен- ной прессе поминают А.А. Лихошерстова. А когда-то его работы украшали не только Евпаторию, но и другие крымские города. На открытках и фотоснимках, сделанных в Евпатории в конце 20-х — начале 30-х годов, есть изображения скульптур самых разных представителей эры динозавров, под которыми указана фамилия Лихошерстова. Почему этот человек создавал не идеологически правильных пионеров с горнами и девушек с веслами, можно только предполагать. Например, потому, что имел непосредственное отношение к палеонтологии — может быть, учился по этой, редкой тогда, специальности. Все работы «доисторического скульптора», кроме подаренной Сакам группы, погибли во время войны. А пережившему своих собратьев и создателя бронтозавру суждено было стать одной из главных достопримечательностей города-курорта.
Источник https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post367876139
2015 год. *Впоследствии, в 1941 году, Водзинский погиб, сражаясь в крымском партизанском отряде |
Группа сайтов
Новости и анонсы
11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года. 05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург' 04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн' 01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка' 31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале 26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии. 19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики' 18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г. 16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'. 07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф 29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории Информационные партнеры - |
|||
|