Гостиница 'Модерн', 1908 г.,
г. Евпатория, ул. Революции, 34
Отредактировано 03/09/2024
Гостиница 'Модерн'. 2008 г.
Конечно сразу поясню, что речь пойдет не о стиле в архитектуре как таковом, который в конце XIX начале XX века олицетворял золотой век градостроительства Евпатории, а о конкретном относительно скромном здании расположившемся с запада на восток между двумя знаковыми культовыми сооружениями города - мечетью Хан-Джами и Свято-Николаевским собором, а в направлении север-юг между доходным домом Дувана и т.н. Старым приморским бульваром, вдоль которого проходит, наверное, самая насыщенная историческими событиями улица — Революции, и которая в свое время, участок от Приморской до Караева, называлась Лазаревской.
Вид сверху на гостиницу 'Модерн'
Вид на бульвар и гостиницу 'Модерн'
Как вы уже догадались, речь о гостинице «Модерн», которую мы
видим на переднем плане фото, сделанного с колокольни Святого-Николаевского собора, и о которой к сожалению большинству, как и мне, очень мало известно, за исключением того, что она появилась на карте города в 1908 году и за всю свою историю существования пережила в своем облике некоторые изменения, о которых скажу ниже..
В квартале, в котором расположена гостиница 'Модерн', во времена Гезлева располагалась Цитадель — самая укреплённая часть города, в которой располагался гарнизон. Цитадель Гезлева так же служила ставкой Генералиссимуса А.В. Суворова, во время его прибывания в городе, о чем напоминает стилизованный редут на набережной Терешковой напротив современного ресторана 'Модерн'.
Позади гостиницы 'Модерн' располагалась фотостудия караимки Бабаевой, в которой получал свой опыт известный советский фотопортретист Моисей Наппельбаум.
Судя по фото начала ХХ века, вдоль Старой набережной сначала
появились два отдельно стоящих двухэтажных здания, по внешнему виду ничем не примечательных, если провести их сравнение с изысканностью соседней, появившейся чуть позже гостиницы «Бо-Риваж» или доходного дома Дувана. Она появилась на карте города в 1908 году, к сожалению мне не известно кто был заказчиком её строительства и первым владельцем, а также кто был её архитектором, поэтому относительно ее истории у меня и интересующихся подробностями больше вопросов,
чем ответов.
Реклама гостиницы 'Модерн'
Вид на бульвар и гостиницу 'Модерн'
Не могу сказать точно, но приблизительно в 1910 году, два здания уже были объединены в одно и появилась реклама на которой мы видим их как одно целое.
Кроме всего прочего из рекламы следует, что в здании гостиницы «Модерн» кроме ресторана и других «Бюро добрых услуг», размещалась контора автомобильного и экипажного сообщения, что в современном понимании ассоциируется с автостанцией.
Гостиница 'Бо-Риваж'
А в это же время видим, как к находящейся поблизости гостинице «Бо-Риваж» пристраивают одноименное кафе-кулинарию.
В предреволюционные годы в облике гостиницы «Модерн» заметны
и другие изменения.
Так над правым углом южного фасада в восточной части здания появился внесший в облик определенную изюминку фигурный гребень. Что еще можно заметить, это исчезновение чердачных окон на крыше и появление вывесок «Гостиница Модерн» и «GRAND CAFE MODERN» на восточном фасаде.
Вид на бульвар и гостиницу 'Модерн'. На заднем плане 'Бейлер'
Так или иначе, после появления в 1914 году евпаторийского трамвая, гостиница «Модерн», кафе при ней и участок Лазаревской и Старого бульвара с набережной выглядели, как на фото.
Барон Врангель в Евпатории
К сожалению мне не известно как выглядели внутри её номера и кто из известных людей в ней до революции останавливался, но как минимум две исторические личности были рядом с ней – в мае 1916 года император Николай II с семьей и свитой, а позже осенью 1920-го года в соседней гостинице «Бейлер» побывал Главнокомандующий Русской армией и Правитель Юга России барон Пётр Врангель.
Кадры кинохроники и локация у гостиницы 'Модерн'
Что касается однодневного посещения Евпатории 16 мая 1916 года императором Николаем II, то хотя и не очень четко, но восточный фасад гостиницы «Модерн» попал в кадр кинохроники запечатлевшей это событие.
Это событие отражено в появившемся на Караимской современном граффити-панно, которое с одной стороны конечно яркое, но на мой взгляд имеет как минимум две странности лишающее его исторической достоверности, это неизвестно откуда взявшаяся там стена закрывающая со стороны Соборной площади вид на море и отсутствие в правой части отображения имеющегося там в реальности восточного фасада гостиницы «Модерн».
Присяга Временному правительству на фоне гостиницы 'Модерн'
Вид с моря. Справа гостиница 'Модерн'
Вид с моря. 1932 год
Гостиница 'Модерн' после ВОВ
Утраченные памятники: Памятник И.В. Сталину и Горькому на набережной
Гостиница 'Модерн'. Наши дни
Гостиница 'Модерн'. Наши дни
Разумеется вид в этом направлении был и остался другой и в чем была суть авторской интерпретации мне увы не понятно.
Ну что же, вот и наступает тревожный 1917-й год. На Соборной площади после Февральской буржуазной революции на фоне собора и гостиницы «Модерн» в марте 17-го прошла церемония принятия присяги Временному правительству личным составом евпаторийского гарнизона.
В последующие после Октябрьской революции времена гостиница
свою первоначальную роль скорее всего конечно утратила (не до того было), хотя точных данных у меня нет, но наиболее вероятно что здесь размещались какие-нибудь комитеты и подкомитеты, возможно уже тогда второй этаж был отдан под коммунальное жилье в соответствии с революционной целесообразностью и текущей необходимостью.
В советское время 20-х – 40-х годов внешне в облике бывшей «Модерн» мало что изменилось. В 1932-м со стороны моря её окрестности выглядели как на фото.
Как выглядело это здание во время оккупации 1941-44 гг. не известно. Но после освобождения в апрале 1944-го его вид как и многих других зданий города был удручающий.
После войны здание «Модерн» восстановили, а напротив него, на
бульваре, появился памятник советскому вождю и революционному писателю, сидящим не лавочке и обращенным к морю спиной, лицом к 'Модерну'.
Чем лично мне запомнилось это здание в конце 60-х — 70-х, так это, конечно, расположившимся на первом этаже его левого крыла магазин «Детский мир».
Потом были перемены, 'Детский мир' оттуда съехал и на его месте началась «новая» жизнь очередной казенной конторы, традиционно выдяляющейся из общего вида здания своим «самобытным» дизайном в голубых и синих тонах.
Центральная часть, ставшего «разношерстным» здания выглядит
хуже всего.
Более презентабельным и с претензией на историчность выглядит
правое крыло здания.
После сказанного и увиденного вопросов относительно этого
здания о его первом и последующем владельце, архитекторе и в целом его подробной истории меньше не стало, возможно ответы есть в статье
краеведа-историка М. Кутайсовой, озаглавленной как «Гостиница «Модерн» в г. Евпатория (или зарисовка об одном здании так называемой «фоновой застройки» города)», но увы, полного доступа к её содержимому на сайте научной электронной библиотеки, мне как далекому от научно-исторических кругов, обычному гражданину получить пока, увы, не удалось, выходит топ-секрет какой-то, жаль, но всё ещё надеюсь побольше узнать, поэтому доп. информация по этому зданию всячески приветствуется…
Статья написана Игорем Прохоровским для группы "История Евпатории" в "Одноклассниках"
Комментарии:
|