Интересная информация!

Предпосылки начала Евпатории как курорта

Много страниц отведено Крыму как Всесоюзной здравнице. В них подчеркивается, что стал он таковым благодаря Советской власти. Считается, что декреты правительства, подготовленные при активном участии В. И. Ленина в первые годы после Октябрьского переворота, послужили началом развития крымских курортов, организации мощной сети учреждении отдыха и лечения на юге России. На самом деле история курортного строительства в Крыму и Евпаторийского курорта, в частности, зародилась задолго до Советской власти, но никто еще о ней не рассказал. Да и многие «открываемые» сейчас методики лечения (прежде всего индивидуальный подход к больному) были известны задолго до 1917 года и растеряны во времена лихолетья.

Курортная Евпатория с ее климатом, лечебными грязями и обилием минеральных вод стала широко известна в XIX веке. Однако история курорта уходит во времена, когда на берегу Каламитского залива появился древнегреческий полис Керкинитнда.

Еще более древние, не знавшие письменности тавры не оставили, к сожалению, сведений о том, лечились ли они на берегах лиманов будущей Евпатории. Но, скорее всего, лечились и тавры, и люди каменного века, да и все, кто жил здесь до них. Ведь даже заболевшие животные умеют по велению инстинкта находить такие «берега спасения»!

К сожалению, большинство памятников античной Керкннитиды, связанных с курортно-лечебной практикой, погибло в средневековье, а те остатки, что еще сохранялись, были окончательно уничтожены в конце XIX — начале XX веков. Но и остатки этих «остатков» не знакомы широкому кругу читателей и столь значительны, что ими можно насытить книгу. Поэтому истоки современного курортного дела Евпатории мы начнем искать в Древней Элладе.

Священное Писание упоминает о Силоамском источнике, вода которого считалась исцеляющей. Эту воду брали в храм для торжественного возлияния на жертвенник, в ней купали больных. Об использовании в Древней Греции минеральных вод с лечебными целями говорится в произведениях античных авторов — Гомера и Аристотеля. О горячих источниках острова Эвбея сообщает Плутарх. Развалины древних водолечебниц обнаружены в Греции. Остатки подобных сооружений римского периода сохранились в районе современных курортов Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Хорватии, Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании, Алжира и других государств. На итальянской земле излюбленным местом отдыха римской знати был курорт Байи, с многочисленными термами, живописным побережьем и обилием минеральных источников. Также известна была приморская климатическая местность Анцио, расположенная в непосредственной близости от Керкинитиды. В Ойкумене (во всем заселенном людьми пространстве, которое было известно древним грекам) использовались в лечебных целях не только воды и местности со здоровым климатом, но и все подходящие для этого природные факторы.

Античная медицина предписывала для лечения соль с другими компонентами (в виде напитков, втираний, припарок или растворов). Поэтому древние греки соль называли священной, божественной. А римляне, поклоняясь своим богам, совершали жертвоприношения посыпанием соли. В лечебных целях использовали они грязи самосадочных озер и морских лагун. У римлян практиковали даже особые врачи — солярники.

Искусство врачевания было тесно связано с религиозными культами античной эпохи. Древние греки объясняли благотворное влияние минеральных источников и грязей божественным проявлением воли Асклепия и его дочери Гигиеи. В местах, где находили целебные источники, сооружали святилища и храмы. Жрецы этих храмов были, по существу, первыми врачами и обладали исключительными правами на занятие медициной. Свое искусство они передавали по наследству, тщательно скрывая секреты врачевания от непосвященных.

Храмы возводились не только у источников минеральных вод, но и в местностях, которые славились климатом, среди богатой растительности «священных рощ». Греческому писателю II века до н.э. Павсанию, автору труда «Описание Эллады», было известно не менее 63 храмов Асклепия. Паломники, прибывающие в Эпидавр, должны были сначала очиститься водой из священного источника, а потом принести жертву. Затем они помещались в портике (абатоне) неподалеку от святилища, где проводили ночь, ожидая сна, в течение которого бог врачевал, иногда показываясь лично или давая советы как лечиться. Иногда требовал обетов, и паломники должны были немедленно приступить к их исполнению взамен за моментальное и чудесное исцеление.

В Эпидаврском святилище имелись и другие постройки. Рядом с храмом располагался Толос, в котором, как полагают, содержались священные змеи. Несколько южнее храма Асклепия находились стадион, одеон (зал песен, концертный зал), театр, палестра (школа борьбы). Раз в четыре года в Эпидаврском святилище устраивались празднества, посвященные Асклепию. Кстати, на стене храма были высечены слова посвященного этому богу гимна, автором которого являлся Исилл, житель Боспора. Участвуя в проходивших здесь общегреческих состязаниях по сочинению гимнов в честь Асклепия, Исилл одержал победу, за что и удостоился такой чести.

Эпидаврское святилище процветало несколько веков и было закрыто только в конце IV века нашей эры, согласно декрету римского императора Феодосия I (379-395), запретившего всякие проявления нехристианского культа и даже издавшего специальный декрет о закрытии языческих святынь.

Из посвятительной надписи на камне I века н.э. мы знаем, что в Крыму был лечебный источник в районе Нимфея, на берегу моря. Его называли фонтан Гликарии. Жители Пантикапея тоже пили воду целебного родника на северной окраине Аджимушкая. Цепь озер лиманного и лагунного происхождения протянулась по всему побережью Северо-Западного Крыма; они уже в древности пользовались славой не только богатейшего солеродного источника, но и грязевых запасов большой целебной силы. Прибрежные озера (Мойнакское, Ялы-Мойнакское, Сасык-Сивашское, Сакское) находились в непосредственной близости от Керкинитиды.

Культ Асклепия и Гигиеи хорошо известен в Северном Причерноморье и в Крыму, где в их честь также воздвигали храмы и святилища. Неподалеку от целебного источника в районе Аджимушкая была найдена надпись, в которой упоминалось святилище бога-целителя Асклепия. Вполне возможно, что здесь существовал целый комплекс, включавший помимо храма и некое подобие лечебницы. Так считать дает основание подземный колодец с высеченными в скале ступенями, вырытый вблизи храма. О существовании в конце II - начале III веков н.э. святилища Асклепия в Херсонесе известно из другой надписи, найденной в 1877 году.

Скульптурные изображения Асклепия и Гигиеи обнаружены в ходе археологических раскопок Тиры, Херсонеса и Ольвии; сохранилось немало посвятительных надписей и граффити в их честь. В 1956 году в могильнике первых веков нашей эры около совхоза «Севастопольский» в Инкерманской долине найден рельефный сосуд с изображением этих двух богов. В Херсонесе в 1971 году при раскопках античного театра в слое римского времени обнаружен фрагмент мраморной плиты со словами, посвященными опять же Асклепию и его дочери Гигиее. Такие находки попали и при исследовании древнего поселения Маяк-1 на западной окраине Евпатории. Обнаруженный здесь в 1980 году кубок IV века до н.э. с именем Гигиеи стал, по существу, не только археологическим подтверждением популярности ее культа в ближайшей округе Керкинитиды, но и первым свидетельством почитания богини в Херсонесе.

С незапамятных времен население полуострова широко применяло грязелечение. Профессор Н.Е. Мольская, крупнейший знаток крымских лечебных факторов, полагает, что грязелечение в Крыму зародилось более 2500 лет тому назад.
Главнейшим центром водо- и грязелечения наверняка был Северо-Западный Крым, где имеется множество солёных лечебных озер. Конечно, были здесь и древние лечебницы — курорты. Вероятнее всего, располагались они на побережьях Сакского и Мойнакского озер.

Плиний Старший, рассказывая в «Естественной истории» о чудесах света, сообщает: «на Таврическом полуострове в городе Парасин есть земля, с помощью которой излечиваются всякие раны». Очевидно, что плиниева «земля», исцеляющая «всякие раны», не что иное, как хорошо известная лечебная грязь здешних озер. Археолог С.Б.Ланцов, исследовавший античные памятники Северо-Западного Крыма, отождествляет город Парасин с одним из городищ, расположенных близ поселка Ново-Федоровка у Сакского озера. Впрочем, Парасин мог находиться и на месте Чайкинского городища на берегу Ялы-Мойнакского озера — возле будущей Евпатории.

Лечебница-курорт, вероятно, работала и на побережье Мойнакского озера. Здесь в 1895 году археологом-любителем Н.Ф.Романченко обнаружены следы античного общественно-культового строения, которое, как считает местный историк В.И.Павленков, «могло функционировать при древней лечебнице». Здесь же нашли известняковый рельеф Геракла. Величайшего из героев олицетворяли не только как носителя культуры, покровителя атлетизма и палестр (школ борьбы). Вознесясь на Олимп, он стал считаться богом здоровья! Между прочим, в Северо-Западном Крыму найдено шесть известняковых рельефов с его изображениями: в окрестностях Керкинитиды, близ города Саки, на Чайке, на поселениях Панское-1 и Межводное и, как уже упоминалось, — на берегу Мойнакского озера.

Кроме культов Асклепия, Геракла и Гигиеи в Северном Причерноморье был широко распространен культ еще одного греческого бога-целителя — Аполлона Врача, перенесенный переселенцами из далёкой Ионии. Аполлона почитали в V-II веках до н.э. в Ольвии, а также в городах европейского и азиатского Боспора. В Пантикапее, покровителем которого был Аполлон, его храм возвышался на акрополе. Жрецами в этом храме служили представители самых богатых, знатных и древних родов царства, а во втором веке до н.э. - даже сын Боспорского царя. Посвятительные надписи и граффити в честь Аполлона Врача при раскопках боспорских городов говорят о процветании медицины среди жрецов на Боспоре. Граффити с именем Аполлона обнаружены и в Керкинитиде, и в поселении Чайка.

Дополнить картину о распространении религиозных культов Геракла, Аполлона и богов-врачей Асклепия и Гигиеи позволяют нумизматические памятники. Изображения Геракла и его атрибутов мы встречаем на монетах Ольвии, Керкинитиды, Херсонеса, Феодосии, царей Боспора, изображение Аполлона - на монетах Ольвии, Херсонеса, Пантикапея. Особенно важны для историков изображения Асклепия и Гигиеи, отчеканенные на херсонесских медных монетах первых веков нашей эры. Значит, в этом городе-государстве тоже был культ богов медицины! Результат такого почитания очевиден: Херсонес и его владения в Северо-Западном Крыму славились обилием целебных озер, являвших его древним обитателям проявления «божественной воли».

Были в античном государстве и свои лекари. В ходе археологических исследований Херсонеса обнаружены надгробия врачей с изображениями медицинских инструментов. Они встречались при раскопках этого древнего города, а также на Боспоре в Тиритаке и в римской крепости Харакс. Находка же бронзовой спатолы на городище Беляус, вблизи Керкинитиды (между прочим, второго по величине города Херсонесского государства), позволяет допустить, что врачи практиковали и в этом античном городе. Косвенно на это указывают найденные при раскопках Керкинитиды керамические флаконы, применявшиеся в эллинской фармакологии. На некоторых из них сохранились даже клейма с названием лекарств!

Керкинитида, надо полагать, была известна в Причерноморье и как лечебная местность. Археологические раскопки 2000 года на улице Дувановской зафиксировали остатки древнего храма, построенного не позднее V века до н.э. и, похоже, связанного с почитанием одного из богов-целителей (на это указывает место расположения храма). Он находился за городской стеной, на берегу соленого озера, берег которого подступал к стенам Керкинитиды с запада. Кстати, это озеро, под названием Карантинное, существовало еще совсем недавно - в начале XX века, и было засыпано в ходе строительных работ в 1907 году. Жаль, ведь на берегу исчезнувшего озера в древности мог располагаться комплекс, который состоял из храма и лечебницы!

Время не пощадило Керкинитиду, но рядом с ее руинами в средние века возник новый город -Гёзлёв. Целебные свойства Мойнакского озера не были забыты, их активно продолжали использовать для исцеления страждущих. В качестве народного средства для лечения применяли также песочные ванны и морские купания. Но и в средневековье лечебный процесс был связан с религиозным культом.

Во времена Крымского ханства грязелечение перешло в руки мусульманского духовенства, которое тоже придавало ему характер священнодействия. Больным внушали, что их исцеление зависит только от воли Аллаха, а неуспех лечения объяснялся неверием. Методы грязелечения не менялись на протяжении столетий. О том, как оно было организовано в Тавриде в средние века, можно судить по заметкам писателя и путешественника П.И.Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.». Вот что рассказал он об отпуске грязевых ванн на Сакском озере: «Солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в которой выкапывают глубокие ямы наподобие могил и в них зарывают недугующих по самую шею, так что лежащие в них не могут иметь никакого движения, над головой делают род шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей, сидят в яме по часу и более».

Примерно так же проводилось грязелечение в средние века на других озерах Северо-Западного Крыма и, в частности, на Мойнакском. Эти древние методики просуществовали практически до середины XIX века.

Устное народное творчество крымских татар и украинцев, уходящее своими корнями в глубь средневековья, в легендах и казацких думах донесло до нас свидетельства о целебности крымских озер и о том, как люди обратили внимание на чудодейственные свойства евпаторийских лиманов и начали лечиться грязями.

       Группа сайтов
       Новости и анонсы

11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года.

05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург'

04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн'

01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка'

31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале

26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии.

19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики'

18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г.

16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'.

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Архив новостей

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Предпосылки начала Евпатории как курорта