Интересная информация!

Армянская церковь Сурб-Никогайос

Отредактировано 20/06/2024

Адрес: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Интернациональная, 44

Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь
Армянская церковь в Евпатории Армянская церковь

Гезлёв в основном населяли турки и татары. Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане. Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм - церковь, кенаса (караимская синагога) или синагога. Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелых и инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал а современная улица Тучина в основном была армянской.

Поскольку армянский квартал находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: "Находится там [...] один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм".

О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже - в 1817 году.

Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению. Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, турецкий гарнизон и татарское население в панике покинуло город. Уходя, турки и татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье - это и есть армянский квартал.

Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и такие лервишей (их в городе тогда было три). Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища. Началась расправа с христианами. По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь святого Николая была превращена в один из мусульманских храмов, есть предположение что армянский храм стал основой современного текие дервишей. Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома - на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили.

Такие дервишей

В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами".

Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа - западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго - постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён. Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению. Минуло несколько лет, началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма... По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты.

Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться.

Во время проведения реконструкции строители сбивали старую штукатурку, и на одном участке открылись французские "автографы".

Чётко видна дата - 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь).

В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм. Церковь зовётся армяно-григорианской - по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь.

При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений.

Силами армянской общины проведены восстановительные работы. Внутреннее убранство армянской церкви Сурб-Никогайос выглядит современно. Это является результатом варварской эксплуатации храма как подсобного помещения в советские времена. Но армянская община Евпатории отныне имеет собственное святое место для общения с богом. И прекрасно то, что еще одно сооружение, скоро отмечающее свое двухсотлетие, открыто для посещения в Евпатории.

По материалам сайта www.krim.biz.ua
На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник" и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):

Комментарии: Группа по истории Евпатории в социальной сети `Одноклассники` Чат телеграм-канала истории Евпатории
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года.

05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург'

04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн'

01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка'

31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале

26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии.

19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики'

18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г.

16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'.

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Архив новостей

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Армянская церковь Сурб-Никогайос