Интересная информация!

Караимская кенаса в г.Евпатории

Отредактировано 21/06/2024
М.В.Кутайсова, главный специалист Министерства строительной политики, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства АРК
План евпаторийской кенасы План евпаторийской кенасы

В начале сентября 2005 г. в г. Евпатории состоялся Всемирный съезд караимов, к которому было приурочено открытие отреставрированной Большой Соборной кенаса и 200-летие начала в ней богослужений.

В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму родовым гнездом караимов была крепость Чуфут-Кале, где в XVI - XVII вв. караимская община достигла наибольшего расцвета [1]. Общины крымских караимов в Гезлёве, по сообщениям некоторых источников, появились не позже XVII в. [2], а первым молельным домом караимов служила подземная пещера, где они отправляли богослужения, не имея дозволения производить их при дневном освещении [3]. После присоединения Крыма к России в 1783 г., татарской эмиграции в Турцию и выселения христиан из Крыма в Приазовье [4] караимы, жившие изолированно в крепости Чуфут-Кале, начали массово переселяться в Гезлёв, в результате чего значительно увеличилась Гезлёвская община. Духовный и светский глава караимов - гахан (гахам) — возглавлял Караимское Духовное Правление, в состав которого входило около 40 общин со всей России, священники - газзаны - были выборной должностью. В г. Евпаторию также перемещается духовный и религиозный центр караимов - Караимское Духовное Правление.

Вероисповедание - караимизм, в основе учения которого лежит Ветхий Завет, оформившийся в специфическую религиозную систему в VII в. н.э.

Портал караимской кенаса Портал караимской кенаса

Первые упоминания о караимах Гезлёва связаны с разграблением Козлова в 1589 г. черкасскими казаками [5] и караимскими брачными договорами 1764 года [6]. О существовании караимской кенаса (караимской синагоги - так в XIX в. назывались кенаса) и двух духовных училищ при ней свидетельствует П.С. Паллас [7], знаменитый естествоиспытатель, академик Петербургской Академии наук, посетивший в 1794 г. Гезлёв, а также фотографии куста винограда 200-летнего возраста рядом с первым двориком караимской кенаса, из которой мы можем предположить о существовании здесь первой караимской кенаса уже в 30-х гг. XVIII в. [8].

Путешествуя по Крыму в 20-х гг. XIX в., видный армянский историк, филолог, этнограф Минас Бжишкян (1777 - 1851) посетил Гезлёв и караимский молитвенный дом. Он писал:

«…они (караимы. - М.К.) имеют замечательную синагогу, которую они называют ышкола; она вся устлана каменными плитами, каменное строение имеет колонны, примыкающие друг к другу.

В интерьере мы увидели несколько пятитомных библий в серебряных переплетах. Они суть пергаментные рукописи, переплетенные и удлиненные по древнему обычаю; иногда доставая их и раскладывая на покрытый материей пюпитр, расшифровывают во всеуслышание народу; там вблизи находится школа. Их законоучителем был врач Агарон, который 550 лет назад обучал их бессмертию духа в загробной жизни» [9].

Вход в евпаторийские кенасы на открытке начала ХХ века Вход в евпаторийские кенасы на открытке начала ХХ века

Молитвенный дом караимов - кенаса - алтарем ориентируется на юг. В центре фриза северного портала Большой кенаса в выемку была заложена строительная надпись, пережженная в 1930-х гг. на известь, из которой следовало, что кенаса была заложена в 1804 г., а первое богослужение в ней состоялось в 1805 г. [10]. Исследователь караимских кенаса, старший газзан Ельяшевич Б.С. считает годом постройки 1807 г. [11]. Разночтения в датировке Большой Соборной кенаса могли возникнуть из-за начала проведения богослужений в храме, еще «не сданном в эксплуатацию».

В 1807 г. по планам и под непосредственным руководством Самуила сына Нахаму (Бабакая) Бабовича, талантливого караимского зодчего, и на средства его брата Соломона Бабакаевича Бабовича была построена Большая Соборная кенаса, а в 1815 г. - Малая [12].

Генеалогическое древо караимской фамилии БОБОВИЧ

Братья Бабовичи - Самуил и Соломон, являвшийся много лет предводителем Евпаторийской караимской общины, - были известными людьми в Евпатории. Соломон в качестве уполномоченного от Евпаторийской караимской общины еще в 1795 г. совершил нелегкое путешествие на лошадях в Санкт-Петербург к Екатерине II с ходатайством о признании караимов самостоятельной нацией, об освобождении их от двойных податей, наложенных правительством на евреев, о позволении караимам владеть недвижимым имуществом и других льготах. Результатом этого стало издание императрицей 8 июня 1795 г. Указа на имя Таврического генерал-губернатора Зубова о предоставлении караимам ряда льгот [13]. В память об этом событии в дворике кенаса была установлена мемориальная плита из мрамора с нанесенными на нее рифмованными стихами о заслугах Соломона Бабакаевича.

Вид на Виноградный дворик в кенасах. Современный вид Вид на Виноградный дворик в кенасах. Современный вид

Вход в кенаса украшает великолепно декорированный портал, возведенный в 1900 г. в виде триумфальной арки с шестью гладкими, сдвоенными по краям колоннами, установленными на пьедесталах. Образцом порталу могли послужить ворота дворца Долмабахче в Стамбуле (Константинополе), выстроенного в 1853 г. при султане Абдул Меджит [14]. Капители колонн коринфского ордера поддерживают узкий, раскрепованный над ними архитрав и фриз, украшенный гирляндами и венками. Карниз опирается на S-образные консоли, под ними расположены пояски «сухариков» и «овов». Над средними колоннами - фронтон с картушью внутри. Портал завершает каменный парапет с аттиком над фронтоном: на его тумбах первоначально были установлены 2 вазы, после реставрации по центру установлена лишь одна ваза. Между центральными и сдвоенными боковыми опорами расположены прямоугольные оконные проемы, украшенные металлической фигурной решеткой, а выше, над ними, - круглые окна с решеткой, выполненной в одном стиле с воротами. Над металлическими воротами переброшена арка с орнаментом и замковым камнем в центре.

Дворик кенасы на открытке начала ХХ века Дворик кенасы на открытке начала ХХ века

Между кенаса в 1835 г. был сооружен дворик с аркадой, выходивший на Караимскую улицу. Тогда же двор, ведущий от ворот к молитвенному дому, по свидетельству очевидца, был выстлан четырехугольными каменными плитами, обсажен виноградом, абрикосами и персиками [15]. В 1907 г. справа от центрального входа было построено начальное караимское духовное училище, позднее, после открытия караимского Александровского училища, сюда было переведено Духовное правление, сейчас здесь находится музей. Здесь же в дворике мидража (школы для мальчиков) в начале XX в. строится благотворительная кухня. Слева от центрального входа, на территории современного хозяйственного двора, существовала школа для девочек [16]. С востока к Малой кенаса примыкал жилой дом Бабаджана - ученика выдающегося караимского ученого, известного под именем «Яшар» (Луцкий) и удостоившегося увековечивания памяти на мемориальной доске во дворе кенаса.

Стелла в честь посещения кенас императором Александром I Стелла в честь посещения кенас императором Александром I
Стела в честь посещения кенас императором Александром I Стела в честь посещения кенас императором Александром I
Стелла в честь посещения кенас императором Александром I. Обратная сторона Стелла в честь посещения кенас императором Александром I. Обратная сторона

Двор протяженностью 48 м делится на три небольших дворика, расположенных один за другим. Первый - длинный коридор (29 м) - ориентирован строго по оси юг - север. Над ним переброшена сплошная металлическая конструкция (трельяж), обвитая виноградной лозой. Здесь находится мраморный фонтан для омовения рук перед входом в кенаса. В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке: 7 стел с надписями и 6 плит с текстами расставлены в простенках. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена лиц, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.

Второй дворик называется мраморным двориком (т.к. двор устлан белым мрамором), или двором-колоннадой. Колоннада накрыта металлической решеткой шатровой формы, обвита растительностью. В этой части двора установлена мраморная стела в стиле поздний ампир, усеченно конической формы. Стела сооружена в 1851 г. в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. (незадолго до своей кончины) императором Александром І.

Памятник венчал двуглавый бронзовый орел с расправленными крыльями над полуовалом или над мраморным яйцом (ныне полностью восстановленный). Проект памятника был утвержден в 1850 г., изготовлен в Константинополе и установлен в декабре 1852 г. одновременно с «солнечными часами» [17].

Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее - духовным главой караимов Таврического и Одесского караимского духовного правления, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры. Император, увлекавшийся одно время мистическими идеями баронессы Крюднер (Криднер), расспрашивал Бабовича о последних днях баронессы, скончавшейся в его имении [18].

Вид на дворик ожидания в евпаториийских кенасах Вид на дворик ожидания в евпаториийских кенасах
Дворик ожидания в Евпаториских кенасах Дворик ожидания в Евпаториских кенасах
Солнечные часы на территории кенас в дворике ожидания Солнечные часы на территории кенас в дворике ожидания

Третий дворик - дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами. Дворик обнесен сплошной колоннадой. В центре, прямо перед входом в Большую кенаса, находится металлическая шестигранная беседка, напоминающая тюркскую летнюю юрту.

В осенние праздники сенниц или кущей ее украшали коврами и увешивали фруктами, которые освящали здесь же. В этом дворике был найден колодец. В восточной стене двора располагались двери, ведущие в черный дворик Малой кенаса, рядом с которыми был устроен фонтан для омовения рук перед молитвой и мраморный столб с солнечными часами.

Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенаса - соборный кафедральный храм (19,05 м х 9,10 м) для служб в особо торжественные и праздничные дни. По своей архитектуре кенаса является роскошной копией караимской соборной кенаса в Чуфут-Кале.

К восточной и северной сторонам храма примыкает крытая галерея («азара» - преддверие храма) в виде портика, состоящего из 15 мраморных колонн, перекрытых арками. Потолки «азара» - резной художественной работы, приписываемой мастеру-караиму по имени Камбурчук Биньямин-ака. Потолки, по свидетельствам старейших караимов, были перенесены сюда из старой кенаса [19]. Вдоль стен галереи идет сплошная каменная скамья с отделениями для обуви, пол выложен мраморными плитами. По сторонам бокового входа в декоративно оформленных нишах установлены две стелы на арамейском и русском языке, сообщающие об указе 1829 г. Николая I, освобождающего караимов от рекрутской повинности.

Стены кенаса расписаны под серый с прожилками мрамор. Падуги потолка по всему периметру имеют поясок растительного орнамента. Главная часть храма - «гехал» (алтарь), где хранились свитки Торы, - ориентирована на юг. Над алтарем располагался фронтон в золотом ореоле с двумя скрижалями Завета с 10-ю заповедями. Алтарная преграда занавешивалась расшитой материей - парохетом. Перед завесой - лампада «нер-тамид» (неугасимый светильник). Она зажигалась во время богослужения. Перед алтарем на приподнятой на две ступеньки площадке в форме подиума с аналоем стоял духан с семисвечником (аналой), перед которым стоял газзан при отправлении службы, такие же два духана стояли ниже перед алтарем с двух его сторон для двух помощников газзана, которые службу не проводили. Аналои традиционно покрывались расшитыми золотом и серебром тканями.

Самая большая средняя часть кенаса - шулхан (трапеза) - предназначалась для моления мужчин, ранее здесь молились стоя на коленях на устланном коврами полу, позднее установили скамьи для молящихся. В северной части зала находилось место для моления стариков и для соблюдавших траур - «мошав зекэним» (седалище старцев), над которым на хорах (балконе) располагалось место моления для замужних женщин (ранее девушек в кенасу не посылали). Мужчины и женщины молились отдельно. Место для моления женщин было двухэтажным и первоначально закрытым деревянной решеткой, позднее замененной стеклами, а сейчас - волосяной сеткой. Подняться сюда можно было по крытой лестнице из специально устроенного дворика.

Вид на здание кенасы, куда попало ядро русской пушки Вид на здание кенасы, куда попало ядро русской пушки

Во время Крымской войны 1854 - 1856 гг., при попытке штурма Евпатории русскими войсками во главе с генералом С.А. Хрулевым 5 февраля 1855 г. на территорию кенаса упало неразорвавшееся русское чугунное ядро. Муляж его был позднее вмонтирован (по тогдашней моде) в западную стену Соборной кенаса, а сама стена укреплена двумя контрфорсами, предохранявшими здание от неравномерной просадки. Памятная доска об этом событии гласила: «Суббота, 5 февраля 1855 года. Ядро российского орудия». О Евпаторийской кенаса этого времени сохранилось любопытное воспоминание С.В. Максимова в т.5 (Таврическая губерния) «Живописного обозрения» 1898 г. [20]. Автор, путешествуя по Евпатории и проезжая кенаса, услышал рассказ о том, что во время осады Севастополя турки, высадившиеся в городе, щадили мечети, но в кенаса сделали конюшню. Однако французы, также входившие в коалицию неприятельских войск, отговорили их от этого, призывая щадить всякую веру.

Освещение кенаса - двухсветное и двухъярусное; верхние стрельчатой формы окна - небольшого размера с узорчатой решеткой, нижние - прямоугольные, расположены в неглубоких килевидных нишах. От плоскости стены окна отделены имитирующей малахит красочной полосой. Интерьер Соборной кенаса был украшен дорогими персидскими коврами и дорожками, церковная утварь состояла, главным образом, из серебра старинной чеканной работы.

Зал Большой кенасы Зал Большой кенасы
Зал Большой кенасы на открытке начала ХХ века Зал Большой кенасы на открытке начала ХХ века
Стелла в здании Большой кенасы Стелла в здании Большой кенасы

Кенаса освещалась венецианской люстрой, которая крепилась в центре зала на металлических кольцах. Люстра была пожертвована Моисеем Шишманом, одним из «гевиров» (предводителей) Евпаторийской караимской общины. Эта люстра изготовлена на знаменитой итальянской фабрике стеклянных изделий в Мурано в XVI - XVII вв. Люстра была бронзовой с медными стеблями и представляла собой букет плафонов в виде молочно-белых с розовыми прожилками цветков, окружена она была девятью люстрами, произведенными на российских фабриках.

Одежда караимского духовного лица - газзана - была преимущественно черного цвета, а во время богослужений газзан надевал одежду, напоминающую ризу православного священника, только белого цвета и с вышитым золотом воротом [21].

Для служб в будничные дни у караимов существовала Малая кенаса, сооруженная в 1815 г., расположенная к востоку от Большой кенаса. Она также была прямоугольной в плане формы, с четырехскатной крышей под красной татарской черепицей. С северной стороны к ней примыкает застекленная галерея с арками, переброшенными через колонны (6 опор).

С восточной стороны Малой кенаса расположен «женский» вход на хоры по каменной лестнице. Алтарь Малой кенаса был передан в дар Евпаторийской караимской общине из города Луцка, в котором также существовала караимская община. В 1998 г. в нише стены дворика, из которого проходят в женское отделение малой кенаса, были установлены мемориальные доски, посвященные караимам, погибшим в годы войн и террора. Богослужения здесь проводятся с 1999 г.

Малую кенаса также украшали две хрустальные люстры: изящная венецианская люстра первой половины XVIII в. из цельного литого стекла, представляющая собой букет лилий, обвитых кистями винограда. Вторая - русской работы, с так называемыми «перьями» сверху и висящими слезками, второй половины XVIII в. Хоры для женщин в Малой кенаса были устроены в один этаж.

Караимские кенаса посещали российские государи, высшие сановники, писатели, поэты [22]. Император Николай II с императрицей, наследником, великими княжнами и свитой прибыли в Евпаторию 16 мая 1916 г. и посетили Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами и караимскую кенаса, в которой гахам С.М. Шапшал преподнес монарху хлеб-соль на деревянном блюде чеканной работы, украшенном серебряными орнаментами [23; 24].

Просуществовав как храм до 1926 г., кенаса была закрыта и в ее помещении устроен Антирелигиозный музей как филиал Евпаторийского археолого-этнографического музея с караимским отделом [25], в 1928 г. музей был перепрофилирован в Музей краеведения, антирелигиозный отдел превращен в караимский отдел. В 1936 г. музей в кенаса был упразднен и помещения переданы для размещения курсов медсестер, Малая кенаса стала использоваться как спортивный зал. Во время немецкой оккупации города в 1942 г. храм в Малой кенаса был вновь открыт. С 1959 г. помещения храма использовались под детский сад, с 1967 г. - под археологический отдел Евпаторийского музея, а Большой кенаса - под фонды Евпаторийского краеведческого музея. В 1990 г. Евпаторийский горсовет передал Малую кенаса в бессрочную аренду культурно-просветительской ассоциации караимов, с 1999 г. по заказу Министерства архитектуры и строительной политики АРК силами ЗАО «Крымреставрация», Института археологии Национальной Академии наук были проведены предреставрационные исследования и начата реставрация комплекса [26]. В сентябре 2005 г. Большая Соборная кенаса в г. Евпатории, единственный в своем роде памятник караимской духовной культуре, был открыт после реставрации.

 

1. Герцен А.Г. Археологическое исследование караимских памятников в Крыму // МАИЭТ. - Вып. VI. - 1997. - С. 746 -747.
2. Караи (крымские караимы): История, культура, святыни.- Симферополь, 2000. - С. 35.
3. Спасский Г. Евпатория. (Из «Путевых записок о Крыме») // Отечественные записки. О караимах, преимущественно живущих в г. Евпатории - 1850.- Т. 73. - № 11. - Отд. VIII. - С. 21; Новороссийский календарь на 1839 г. - Одесса, 1838. - С. 181.
4. Кутайсов В.А. Гезлёв в XV-XVIII вв. // Историческое наследие Крыма. - № 8. - 2004 г. - С. 95.
5. Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. - К., 1990. - Т. 2. - С. 64.
6.Чепурина П.Я., Ельяшевич Б.С. Караимские брачные договоры «шетары» //И ТУОАЭ. - Симферополь, 1927. - Т. I (58). - С. 181 - 195.
7. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793 - 1794 годах. - М., 1999. - С. 209 - 210.
8. Иванов А.А. Виноградарство в степной части Крыма // Пути реконструкции народного хозяйства. Труды съезда по изучению произв. сил Крыма 6 - 10. - V. - 1928. - Симферополь. - С. 13 - 29.
9. Бжишкян М. Кеозлов, или Евпатория // Сурб-Хач.– Симферополь, 1996. - № 2. - С. 35 - 36.
10. Караимские вести. - М., - 1995. - № 12.
11. Ельяшевич Б.С. Евпаторийские кенасы: Краткое описание. - Евпатория, 1928. - С. 3.
12. Ельяшевич Б.С. Караимский биографический словарь (от конца VIII в. - до 1960 г.) // Материалы к серии «Народы и культуры». - Вып. XIV. Караимы. - М., 1993. - Кн. 2.- С. 11, 15 - 16.
13. Позднее о даровании равных прав караимам в 1837 г., 1863 г., 1881 г. см.: Сборник старинных грамот и Узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов.- СПб, 1890. - С. 126 - 127, 178 - 179, 182 - 183, 206, а также: С.Э. Дуван. Я люблю Евпаторию. Слово и дело Городского Головы. / Сост. М.В. Кутайсова, В.А.Кутайсов. - Евпатория, 1996. - С. 28.
14. Джелал Эссад. Константинополь. От Византии до Стамбула. - М., 1919. - С. 288.
15. Спасский Г. Евпатория (Из «Путевых заметок о Крыме») // Отечественные записки. - 1850.- Т. 73. - № 11. - Отд. VIII. - С. 18 - 21.
16. Кушуль С.И. Общественная жизнь караимов Крыма в 20 - 30-х годах // Крымская АССР (1921 - 1945) (Вопросы - ответы) - Симферополь, 1990. - Вып. 3. - С. 193 - 195.
17. Материалы об устройстве памятника императору Александру I в евпаторийской синагоге 1850 - 52 гг. // ГААРК. - Ф. 241. - Оп. 1. - Д. 10, - Л. 2 - 3; Оп. 1. - Д. 12. - Л. 1.
18. Караимская народная энциклопедия. - М., 1995. - Т. 1. - С. 115.
19. Ельяшевич Б.С. Евпаторийские караимские кенасы //Крымские караимы: Происхождение, этнокультура, история. - Симферополь, 2005. - С. 61.
20. Кефели В.И. Из караимской жизни (страницы семейного альбома) // Материалы к серии «Народы и культуры». - Вып. XIV. Караимы. - Кн. 5. - М., 1994, - С. 5.
21. Полканов А.И. Крымские караимы. - Париж, 1995.- С. 99.
22. Крым. Поэтический атлас. - Симферополь, 1989.-
С. 85 - 88.
23. Кутайсова М.В. Августейшее семейство в Евпатории // Историческое наследие Крыма. – № 2.– 2003.– С. 27 – 47.
24. Кутайсова М.В. Букет акаций. Августейшее семейство в Евпатории // Брега Тавриды. - № 4-5. - Симферополь. - 2003. - С. 383 - 391.
25. Чепурина П.Я. Евпатория - ее живая археология // Крым. - № 1. - М, - 1925. - С. 73 - 74.
26. Приднев С.В. Предреставрационные исследования караимских кенас в г. Евпатории // Археологічні відкриття в Україні 1999. - 2000. - К., - 2001. - С. 194 - 197.
--------------------------------------------------------------------------------
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
МАИЭТ - Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии.
ИТУОАЭ - Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии.
ГААРК - Государственный архив в Автономной Республике Крым.
По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/

Комментарии: Группа по истории Евпатории в социальной сети `Одноклассники` Чат телеграм-канала истории Евпатории
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

13.10.2024: Размещена статья краеведа Ю.Н. Горячкина 'Немецкие военные преступники'.

11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года.

05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург'

04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн'

01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка'

31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале

26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии.

19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики'

18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г.

16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'.

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Архив новостей

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Караимская кенаса в г.Евпатории