Интересная информация!
|
Армяно-григорианская церковь св. Николая Евпатории
Отредактировано 20/06/2024
М.В. Кутайсова, главный специалист Министерства строительной политики, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства
До начала VI века армяно-григорианская церковь была едина с восточно-православной византийской. Расхождение ее с католиками и православными состояло в защите монофизитства, в признании Христа Богом, а не богочеловеком. Около 301 года армяно-григорианская церковь становится государственной церковью Армении, ее основателем и первым католикосом был Григорий Просветитель. В результате политических событий, происходивших на исторической родине армян в VII–XI веках (войны между Византией и Багдадским халифатом из-за Малой Азии, Армении и Сирии), в XI веке армянские переселенцы оседают в Крыму [1]. Наиболее крупное переселение армян на Таврический полуостров произошло в XVII веке в связи со случившимся в Армении голодом и движением джелалиев. В 1778 году в период царствования Екатерины II из Крыма массово переселили христиан, в том числе армян. Например, из Козлова (Евпатории) в Азовскую губернию их было переселено 1304 человека [2]. В конце XVIII века многие «крымские» армяне перебираются назад, считая Крым более прибыльным местом по сравнению с другими. Таким образом они положили начало новой армянской колонии на полуострове. В своем рапорте от 25 июня 1795 года городские власти города доносили: "Пожелавшие остаться по г. Евпатории в купеческом и мещанском звании нахичеванские армяне, находят главною причиною, что они будучи издревле здешние уроженцы и зная совершенно производство здешнего торгового промысла, имеют более способов производить оную и через то приобресть капитал” [3]. В Евпатории армянские купцы начинают развивать торговлю в крупных размерах, особенно после присоединения Крыма к России. В обращении армянского купца Александра Гачадурова (Аветика Хачатурова) к Его Светлости князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому от 10 ноября 1788 года говорится: «Осмеливаюсь донести Вашей светлости, будучи я турецкоподанный присягнул в российское вероподданство. А как в 1787 году августа 14 числа прибыли мои товары на 6 тысяч четыреста сорок четыре рублей в Козловскую таможню в казну взяли, а мне объявили, эти деньги отданы будут в проценты и Вам возращены будут сполна. Я как доныне не получал ни копейки и нахожусь в долгах» [4]. По сообщению В. Кондараки, некий Григор-ага держал в Евпатории караван-сарай [5]. Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник, этнограф, член конгрегации мхитаристров Венеции Минас Бжишкян говорит о существовании в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью св. Никогайоса [6]. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остается без крыши; армяне богослужение проводят в часовне.» В Евпатории до 1778 года уже существовала церковь святого Никогайоса, позднее сожженная татарами. Строительство новой церкви было завершено, как считает В.А. Микаелян, только в 30 – 40-х годах XIX века [7]. Однако определение времени сооружения храма вызывает сильные сомнения. Так, Н. Мурзакевич, описывая поездку в Крым в 1836 году, рассказывает: ”По примеру караимов, построивших красивую синагогу, и они (армяне. – М.К.) было принялись строить красивую церковь; но по недостатку денег не кончили ее'' [8]. Об армянах Евпатории в 1850 году говорит исследователь города Г. Спасский: армяне принадлежат двум направлениям, армяне аррианского исповедания имеют собственный храм, но от недостатка ли сумм или от скупости строителей, храм этот доныне не окончен [9]. Сейчас можно только утверждать, что армянская церковь действовала в 1864 году [10]. Армянская община в Крыму возглавлялась епископом, имела свои церкви и несколько монастырей. Многовековая борьба между католической и григорианской церквями вылилась в раздел Армянской церкви на армяно-григорианскую и армяно-католическую. К 1888 году в Евпатории проживало 159 человек армяно-григорианского вероисповедания и 177 армян-католиков [11]. Здание армянской церкви расположено в центре Евпатории, на ул. Интернациональной и относится к типу крестово-купольных трехнефных базилик аналогичных постройкам древней Армении с элементами классицизма [12]. Это прямоугольная в плане постройка с круглой апсидой с восточной стороны. Купол на восьмигранном барабане возвышается над парусами поверх четырех подпружных арок, опирающихся в свою очередь на столько же гладких круглых колонн в центре храма. Диаметр колонн около 0,80 м, высота 5,0 – 6,0 м, их внешний вид не характерен для армянской архитектуры, а более напоминает античную или классическую архитектуру. Распор купола гасился переброшенными по сторонам боковым арками. На двух парусах сохранились стилизованные розетки в овальных рамках, на двух других парусах сохранились только овальные рамки. Из основного контура культового сооружения выступают три крытых крыльца – центральный западный и два боковых. На фасаде сохранились 2 колонны, выше которых наблюдаются следы кронштейнов, служивших опорой для трех подпорных арок свода, и разорванный карниз. Наличие разорванного карниза предполагает существование пристроенных сооружений [13]. Над самыми входами в стенах постройки обозначены полуциркульные арки с выделением замкового камня; по сторонам вырезаны пилястры, поддерживающие триглифный фриз и раскрепованный карниз. Еще выше расположена полукруглая ложная арка, от которой с внешней стороны выступает только архивольт. Освещение церкви – двухсветное: в нижнем ярусе над прямоугольными наличниками окон с узорной металлической решеткой, над слабо выделенным прямым сандриком переброшена закрытая арка, архивольту которой придана килевидная форма: изнутри она выглядит как полукруглая ниша. В интерьере, по боковым сторонам жертвенника и дияконника расположены аналогичные окна, но меньших размеров. В арочной нише снаружи алтарного окна вырезан маленький хачкар (0,20 х 0,25 м). Еще выше расположены круглые, с крестообразной металлической решеткой окна, первоначально, вероятно, с витражами. Любопытно, что внутри они иной формы – прямоугольные с полукруглым перекрытием. Под выносным карнизом расположен двухъярусный поясок сухариков. В местах примыкания перекрытий над входами они отсутствуют. Первоначальная черепичная кровля не сохранена, а заменена шиферной. Над восточной частью храма, алтарем и боковыми приделами, крыша немного ниже остальной. Стены церкви сложены из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков; кладка на извести. Фресковая роспись не сохранилась, а ее последние остатки отслаиваются в конхе, однако и на них не просматриваются какие-либо силуэты. В дверях – витражи. Солея – деревянная, жертвенник и дияконник с деревянными дверьми, над ними также переброшены арки. В порталах был применен люнет – арочный проем, широко использовавшийся в древнеармянском зодчестве (храм в Аване) [14]. В люнете западного входа была выполнена ниша. В северо-западном углу здания установлен контрфорс для укрепления здания. События Крымской войны 1853 – 1856 годов поставили своеобразную «метку» в евпаторийских караимских кенаса в виде ядра русского происхождения, упавшего и неразорвавшегося, а позднее вмонтированного в западную стену Соборной кенаса и в «неразборчивом автографе солдат армии союзников, процарапанном на южной стене армянского храма с. Николая» [15]. В отчете Евпаторийской городской управы за 1909 – 1911 годы говорится о существовании в городе армянской церковно-приходской школы, в которой на 1910 год обучался 21 учащийся [16]. Армянская община в городе процветала до начала революционных событий в стране. Здания, сохранившиеся рядом с церковью, со слов старожилов, служили школой и подсобными помещениями, вокруг был разбит фруктовый сад [17]. Армяно-григорианскую церковь Евпатории в 1916 году возглавлял священник К. Тиманьянц, армяно-католическую – священник А.П. Беданов [18]. С 90-х годов XX века здание церкви используется армянской общиной, здесь же устроена воскресная школа. В 1994 – 1995 гг. Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» (автор – архитектор Гукасян Г.А.) подготовлен проект реставрации Армянской церкви в Евпатории, который так и не был реализован. 1. ПЕГД за 1898 г.– Евпатория, 189. – С.1999 , 215 – 216.
2. Микаелян В. История крымских армян. – Ереван-Симферополь, 2004. – С. 9. 3. Там же. – С. 143; Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма и донесения. – Том. 2, 1778 г. / Сост. Н. Дубровин. – СПб. –1885. – С. – 713. 4. Микаелян В. История крымских армян. – С.153. 5. Ордера кн. Потемкина правителю Таврической области за 1788 – 1789 гг. // ИТУАК. – 1891. – № 13 – С.15. 6. Кондараки В.Х. В память столетия Крыма. – Т. 1. – С.17. 7. Бжишкян Минас. Кеозлов, или Евпатория // Сурб-Хач. – № 2. – 1996. – С. 36; прим. 18; Пьянков В. Справочная книжка г. Евпатории и его уезда. –Евпатория. – 888. – С. 43. 8. Мурзакевич Н. Поездка в Крым в 1836 г. // ЖМНП. – 1837. – Часть. XIII. – С. 627. 9. Спасский Г. Евпатория. (Из «Путевых заметок о Крыме») // Отечественные записки. – 1850. .– Том. 73 . – № 11. – Отд. VIII. – С.16. 10. Список населенных мест Российской империи по данным 1864 г. Том XLI. Таврическая губерния. – СПб: ЦСК МВД, 1865. – С. 2. 11. Пьянков В. Справочная книжка… – С. 74, 113. 12. Якобсон А.Л., Таманян Ю. Армянская архитектура в Крыму. – Ереван, 1992. – С. 45. 13. Там же. – С. 47. 14. Там же. – С. 46. 15. Дубинина Л.И. События Крымской войны в Евпатории // Восточная (Крымская) война 1853–1856 гг. Новые материалы и новое осмысление. – Симферополь: Крымский архив. – 2005. – Т. 2. – С. 58. Микаелян В. История крымских армян. – С. 48. 16. ГААРК. – Ф. 681. – Оп. 2. – Д. 444. – С. 7. 17. Якобсон А.Л., Таманян Ю. Армянская архитектура в Крыму. – С. 48. 18. Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь. – 1916. – С. 136. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:
По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/
На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник"
и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
|
Группа сайтов
Новости и анонсы
11.10.2024: Размещена статья-перевод краеведа Ю.Н. Горячкина из книги 'Field Marshal Von Manstein, a Portrait: The Janus Head' о событиях января 1942 года. 05.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена фотогалерея гостиницы 'Санкт-Петербург' 04.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья и фотогалерея гостиницы 'Модерн' 01.09.2024: На сайте по истории Евпатории добавлена статья — Виктор Дзевановский-Петрашевский 'Серая Маркович Шапшал (1873–1961). Опыт биографического очерка' 31.08.2024: В последний день лета на сайте по истории Евпатории добавлена очень интересная статья М. Кизилова о С.М. Шапшале 26.08.2024: На сайте по истории Евпатории закончен первый этап обновления раздела 'Архитектура'. Обновлены все статьи. Добавлены новые фотографии. 19.08.2024: Размещена интересная статья А.В. Петров 'Астионим Евпатория в романе И. Сельвинского 'О, юность моя!' сквозь призму крымской филологической регионалистики' 18.08.2024: Размещен Манифест Екатерины II о присоединении Крыма, Тамани и Кубанской земли к России, 1783 г. 16.08.2024: Размещена статья евпаторийского историка В.С. Кропотова 'Оккупация Евпатории в 1941-1944 г.г. Преступление без срока давности'. 07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф 29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории Информационные партнеры - |
|||
|