История в камне и металле
      Памятники и скульптуры Евпатории
      Религиозные сооружения
      Транспорт Евпатории
      Евпатория и космос

Текие дервишей в Евпатории

Фасад двухэтажной кофейни XIX века и вход в музей Текие дервишейЕсть в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Расположен он в начале улицы Интернациональной. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный фасад двухэтажной кофейни XIX века. Само Текие, или Ханака (обитель) - здание XVI-XVIII века. Напоминает по характеру постройки (основной зал и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат - келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола - элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Рядом с Текие - мечеть Шукурла-эфенди с 1 минаретом.

Вход в музей Текие дервишейЕсть мнение, что текие дервишей это перестроенный армянский православных храм, с достроенными уродливыми кельями и простой мечетью. Об одном таком мнении можно прочитать в книге евпаторийского писателя А.Н. Стома "Очерки Евпатории".

У мусульман отсутствует понятие "монашество" в том виде, в каком оно принято у христиан.

Вид на текие дервишейО суфийских набожных странствующих людях (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг, когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес. Ради Бога, с Богом, в Боге живут". Суфизм (на арабском "тасаввуф" - буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф" - грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях.

Вид на текие дервишейЧлены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли чудодейственные амулеты, но главное – учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной (факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр), самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу.

Келья дервишаСуфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая вера и рабское повиновение.

"На базаре одинок ты в толпе – стало внешним поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог – отчизна у влюбленных всегда. К океану лишь ведут следы ног, Дальше – и не остается следа". "Быть суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой.

Келья дервишаЕсть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей – Любовь". Великие суфийские учителя прошлого – поэты Руми, Саади, Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути. Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной.

Священные цвета в суфизме – золотой и голубой. Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые"), чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники"). Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие.

Келья шахаК сожалению, о евпаторийском текие нет никаких письменных сведений; ничего неизвестно ни об истории здания, ни об авторе, ни о дате постройки. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: разного рода достройки к нему продолжались вплоть до XVIII в. Время донесло до нас в целости оригинальнейшее архитектурное сооружение – основное здание текие. В евпаторийском текие много общего с другими сооружениями средневековой Евпатории - Гезлева и, в частности, с Джума-Джами.

Текие тоже центрально-купольное сооружение (высотой около 20 м), в плане представляющее квадрат (длина стороны 11,8 м), вокруг которого располагаются многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение переходит в восьмигранник, возвышающийся на 2,3 м над кровлей. Интерьер здания текие поражает, прежде всего, широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диаметр 9,5 м). Распор купола передается с помощью сферических парусов и четырех подпружных арок на мощные (толщиной более 1 м) стены здания. В каждой из четырех стен основного, квадратного в плане, помещения по два окна (размерами 130х72 см) со стрельчатыми завершениями.

Внутри текие дервишейМощные стены сложены их плотного камня и внутри оштукатурены. Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб, который обычно устраивался в южной стене храма, здесь отсутствует.

Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна возле другой. Они представляют собой небольшие прямоугольные в плане помещения длиной 2,7 м, шириной 1,6 м и такой же высотой до карниза. Выше карниза кельи перекрыты низкими сводами. Толщина их стен 0,65 м, в каждой келье – окошко в виде небольшой щели, расширяющейся внутрь. Дверные проемы имели стрельчатые завершения. Выход из каждой кельи ведет непосредственно в центральный зал.

Танец дервишейГлавный вход в текие - через среднее помещение - находился на западной стороне здания. Обращает на себя внимание небольших размеров (1,4х0,83 м) стрельчатый входной проем, двухстворчатая дверь - деревянная, с геометрическим резным орнаментом.

В своде каждой кельи - небольшое круглое отверстие диаметром около 0,3-0,4 м. Каждое такое отверстие проходит насквозь через всю толщу сводчатого перекрытия.

Удивительно, но загадочный орден дервишей сохранил свою деятельность по сей день. В турецком городе Коньи ежегодно в августе собирается большое количество народа - поглазеть и приобщиться к таинству - мистическим пляскам дервишей.

Как это описывалось в 1913 году:

“Достопримечательность Бахчисарая составляют “вертящиеся дервиши”. Подобного зрелища в другом месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником) в мечети (текие) на Азизе - по четвергам с 9 час. вечера. Церемония длится около 3 час. Доступ в текие всегда свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся он на 4 ордена; вертящихся всего человек 40.

Дервиш - персидское слово - значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные - в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различного покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов.

Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т.е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных.

Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики - громче. Наконец, они доходят до полного экстаза и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без чувств. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники”.

К текие примыкают развалины мечети с одним минаретом. Точных данных о дате постройки мечети, как и самого текие, не обнаружено.

Развалины мечети Шукурла-эфендиВ. Кутайсов и М. Кутайсова высказывают предположение, что вначале возводится минарет, далее стены ранней мечети, от которой сохранились лишь основания стен нынешних развалин мечети, затем возводится текие, и последним на основе разрушавшейся мечети строят мечеть, остатки которой можно увидеть сегодня, и во второй половине XIX века возводится кофейня, выходящая ныне на улицу Караева.

Надпись на табличке у разрушенной мечети гласит: "Мечеть Джума-Джами XVII в. (в реестре памятников Шукурла-Эфенди)". Кроме данной таблички и статьи Яшлавской, в которой мечеть Шукурла-эфенди называется "Джума-Джами", других данных, подтверждающих название "Джума-Джами" для этой мечети не обнаружено.

 

На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник" и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

24.09.2022: Восстановлен виртуальный тур по проезду Анны Ахматовой, снятый в 2011 году.

22.09.2022: Восстановлен виртуальный тур по Театральной площади, снятый в 2011 году. Вперёди восстановление виртуальных туров по обеим набережным и другим панорамам, снятым ранее.

17.09.2022: Создан новый раздел "Карты", доступный из меню. Опубликовано более 20 карт Евпатории и Крыма за XVIII-XXI века. Все карты можно скачать

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Добавлена статья известного евпаторийского историка В.С. Кропотова "Крым 1920 г. Евпаторийский исход"

Добавлены фотографии из личного фотоальбома А. Федорова, г. Саратов

На сайтах группы сайтов "История Евпатории" - "Евпатория военная"; "Евпатория космическая"; "Культура Евпатории" - проводятся технические работы в связи с изменением хостинга. Извините за временные неудобства. Основной сайт продолжает работу.

Добавлена статья евпаторийского историка В. Кропотова "О сохранении историко-культурного наследия в Евпатории"

К 100-летию Декрета о лечебных местностях общегосударственного значения фильм "Здравствуй,брег Евпаторийский!"

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

29.05.08: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

Помощь сайту:



 

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Текие дервишей в Евпатории